«Кошель» — первая его сказка — весьма распространена. В каталоге носит название «Любовник в виде черта». Весьма часто, как и в нашем варианте, любовником этим оказывается поп или дьякон. И сказка примыкает к большому циклу сказок о попах-любовниках (см. сборник Ю. М. Соколова «Поп и мужик».). В таких случаях мужику легко обратить любовника в черта, разлохматив ему длинные волосы. Иногда любовником оказывается барин или богатый мужик. Тогда герой забирает у него хорошее платье, деньги, лошадей. Он превращает любовника в «нежить», вымазав его сажей или замотав его в лошадиную шкуру и т. д. Во всяком случае в роли пострадавшего любовника всегда выводится представитель другого, враждебного, класса.
Весьма часто продолжением этой сказки бывает сказка о шуте (см. вариант Залусской «Овернюшко»). Тогда социальный смысл сказки особенно заостряется. Бедняк торжествует над всеми своими врагами: над барином, над богатым мужиком, лишившим его единственной лошади, над помещиком.
Поп и старец. Вторая сказка Ульянова принадлежит к циклу рассказов, легенд и анекдотов, говорящих о поповской жадности. Как известно, поповская жадность осуждается в многочисленных пословицах, поговорках и песнях. Сказка тоже не отстает от остальных жанров. Сказки о поповской жадности записаны во всех уголках нашей страны (см. сказку «Поп и работник»). В нашей сказке поп из жадности разбивает икону, съедает чужую просфору, отделяется от товарищей. А этого он не хотел сделать даже под угрозой смерти. Так что жадность в нем оказалась сильнее страха смерти.
Сказки о жадности попов (см. сайт сказок) естественно создавались и прививались в крестьянстве. Экономически зависевшее от попа, принужденное содержать его и его семью на свой счет, принужденное платить за все религиозные требы, крестьянство таким образом выливало свой гнев на классового врага.