Многострадальное «лицо»

Все знают ( по крайней мере, где-то когда-то слышали ), что машина – лицо водителя. Почему же на улицах наших городов так много пыльных, чумазых этих самых «лиц» и так редко встретишь машину чисто вымытую, аккуратную? Ведь для любого автовладельца его техника – предмет гордости и заботы, откуда берутся эти машины на парковках с приличными или не очень надписями, сделанными пальцами прямо по слою пыли? Да и транспортной компании, не важно, занимается она перевозкой пассажиров, офисными переездами, квартирными переездами или междугородними грузоперевозками, престижно было бы иметь свой транспортный парк чистым и ухоженным– это же яснее всяких слов свидетельствует о самоуважении компании о внимании ее работников к своим клиентам.
Кроме чисто эстетического аспекта, проблема грязного транспорта имеет аспект экологический. Немытые машины — это еще и активные разносчики пыли, осадка от выхлопов, технических жидкостей и масел, подчас губительных для окружающей среды и здоровья людей. И вроде бы с такими разносчиками у нас регулярно  борются — запрещают въезд на грязных автомобилях в крупные города, стращают водителей штрафами и предупреждениями, взывают к их совести с рекламных щитов. Но к сожалению подобные акции часто остаются всего лишь кампаниями и автовладельцы только посмеиваются над усилиями властей и «зеленых».
Проще всего объяснить данную ситуацию тем, что, дескать, наша страна – это одна большая свалка. Причем обычно именно те, кто так считает, не стесняются выкинуть из окна огрызки и бычки, машину вымыть во дворе, а припарковаться на газоне или детской площадке. О том, что свалка – во многом результат их же свинства, они никогда не задумываются. И все же обидно признавать общеизвестный факт: в Европе – чище!
Откуда же все-таки берется эта грязь на улицах наших городов? Естественные процессы разрушения зданий тут ни при чем: они примерно одинаковы и в Москве, и в Париже. Вот заканчиваются выходные и дачники на запыленных авто устремляются в города сплошным потоком. Гаишникам в такие дни не до «грязнуль» — с пробками бы разобраться. И пусть с дачи почти весь путь автомобиль проезжает по асфальту, все равно где-то при этом найдется 50- 100- 300 м грунтовки.
Чтобы определить, хотя бы приблизительно, сколько же именно грязи и какой – местной или загородной – привозит домой дачник на корпусе автомобиля, был проведен любопытный «следственный эксперимент». Для этого эксперимента взяли «Волгу», гладкие подкрылки которой не позволяют грязи скапливаться в «закоулках». Шины на «подследственной» машине стояли «на 15» – типичная «обувь горожанина». «Волгу» отмыли до максимально чистого состояния и поехали на дачу: это 62 км асфальта и совсем чуть-чуть грунтовки (на территории товарищества). Погода – солнечная, дождей давно не было, дорога сухая – максимально благоприятные для сохранения чистоты условия. После возвращения в Москву старательно соскоблили вновь обретенную грязь с различных частей кузова и взвесили…
Полученные цифры достойны того, чтобы задуматься. С переднего подкрылка удалось добыть 120 граммов, с заднего – 660, итого по кругу набегает 1560 граммов – и это только с подкрылков и брызговиков. Еще 23 грамма обнаружилось на ковриках. Результат: чистая снаружи машина сверкает белизной, а в пакетиках – 1583 грамма всяческой гадости. Где должна была в итоге оказаться вся эта грязь (и сколько ее уже там оказалось!), пояснять не нужно. Если помножить эти полтора кило на пропускную способность подмосковных магистралей – килограммы лихо превратятся в килотонны…
А имеются ли в городе собственные источники грязи? Ни один город невозможно представить без зелени. Газоны и клумбы делают городскую среду привлекательной для нашего глаза и поставляют пыль для нашей обуви. То же относится и к «обуви» автомобилей. Если грунт хотя бы слегка возвышается над бордюрным камнем, то не бывать в данном районе ни чистым ботинкам, ни сверкающим автомобилям: асфальт неизменно будет покрыт слоем грязи. А вот от «правильных» газонов, на которых уровень грунта лежит ниже бордюра, грязи нет – проверено на практике! Эксперимент на этот раз поставили на тихой московской улочке: справа – тротуар, слева – нормальный, «правильный» газон. С помощью веника скрупулезно подмели проезжую часть вдоль газона и взвесили полученную кучку мусора, а затем проделали то же вдоль «каменного» тротуара. Результат получился одинаковым, а потому «правильный» газон полностью реабилитирован.
А кроме газонов есть еще в городах такое стихийное бедствие, как стройки. У нас обычно никто жестко не следит за тем, чтобы самосвалы со стройплощадок выезжали помытыми, и они несут на себе комья глины и песка. А в развитых странах существует правило, что при выезде с территории стройки на трассу грузовики медленно проезжают через длинную яму с водой. И по дну ямы еще бугорки, чтобы грязь с колес получше отбивать.
Да и дороги чистят у нас вовсе не как в той же Европе — хорошо, если пройдет поливомоечная машина, которая еще и окатит грязными брызгами припаркованные автомобили. При этом вынесенные на край проезжей части вода и пыль никуда не деваются — улицы чаще всего не имеют сливных желобов, поэтому вся притротуарная часть густо покрыта масляными пятнами и комьями грязи. Когда же вся эта грязь подсыхает, ничто уже не мешает ей подниматься в воздух и оседать на наших машинах, окнах и, что самое печальное, в наших легких! Их ни на автомойке не прочистят, ни в автосервисе не поменяют…
Еще одно отличие у нашей страны со странами, скажем, Европы —
неразвитость автомоечного бизнеса. Этот сектор услуг оказался не готов к бурной автомобилизации населения. Не говоря уж о регионах, в самой «продвинутой» и наиболее моторизованной Москве первая более или менее технологичная мойка появилась лишь в 1995 году, а еще через два года столичное правительство приняло программу, согласно которой в городе должно было заработать 600 автомоечных постов. Эта задача оказалась выполненной только в 2002 году.
К сожалению, грязь, налипающая на машины, дороги и подошвы – не единственный загрязнитель, которым одаривает нас автотранспорт. Есть еще газообразные выбросы.
По данным НАМИ, в Москве на долю автомобилей приходится 90% выбросов СО и почти 50% выбросов окислов азота NO. А вообще десятикратное превышение санитарных норм загрязнения воздуха наблюдается в 50 городах России – этим дышат 36 млн. человек. Любопытно, что в салонах автомобилей воздух в 2–4 раза грязнее наружного, а потому час езды в плотном городском потоке можно приравнять по воздействию на здоровье человека к выкуриванию пачки сигарет.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Rambler's Top100