Житейский опыт Америки

Потребность в житейских советах была особенно остра среди людей, оказавшихся вдали от опеки родителей и постоянного контроля своей общины, оторвавшихся от своего национально-культурного окружения. Именно такова была судьба европейских поселенцев на территории Нового Света, и не случайно в американских колониях в ХУII — ХУIII веках литература развивается прежде всего в форме религиозных поучительных трактатов о поведении человека.

Суровыми были условия жизни пионеров в необжитых колониях, граница которых постоянно перемещалась на Запад, далеко не все выдерживали это испытание. Каждый третий эмигрант возвращался назад, в Европу. Понятие «граница» стало обозначением огромных трудностей, которые бросали вызов способностям человека, его умению преодолеть испытания судьбы, но в то же время и символом неограниченных возможностей, открывающихся для победителя в этом тяжелом состязании. Представления о «границе», «вызове», «неограниченных возможностях» органично сливались с оптимистической мечтой о способности каждого человека добиться лучшей доли в Америке.
Не всегда жизнь в Новом Свете соответствовала этим идеалам. Социальное неравенство подрывало веру в «равные возможности для всех», но неосвоенный Запад позволял многим физически уходить от социальных конфликтов, следуя призыву популярного американского публициста ХХ века Хорэса Грили: «Иди на Запад, молодой человек!»

Вряд ли жители США сумели бы добиться успехов в создании процветающего общества, если бы большинство из них не верили в «американскую мечту», а, подобно героям романа Ч. Диккенса «Мартин Чеззлуит», проклинали Америку, называя ее краем, безнадежно отставшим от мировой цивилизации. Впрочем, история вообще не знает такого примера, чтобы народ, погруженныйв пессимизм, самобичевание и самооплевывание ,добился бы какого-либо успеха в созидательной деятельности.

«Американская мечта», вдохновлявшая жителей английских колоний, привела к рождению мощной державы, вышедшей к началу ХХ века на первое место в мире по уровню экономического развития. В 1914 году, когда в Петербурге и других городах России пешеходы еще шарахались от каждого из 14 тысяч импортных «моторов», США стали производить один миллион автомобилей в год. К середине века страна, число жителей которой составляло 6 процентов от населения Земли, потребляла одну пятую часть мировой продукции. Американская мечта реализовывалась в подъеме науки, техники, образования, создании принципиально новых отраслей производства.
На индивидуальном уровне «американская мечта» означала представление о счастливой семье, где работал лишь мужчина, а женщина занималась домашними делами и где было два-три ребенка. Эта семья должна была иметь отдельный дом, расположенный в загородной местности, насыщенный всеми достижениями современной техники, и два автомобиля в гараже. Доход такой семьи позволял бы предоставить высшее образование для всех детей. Этот идеал становился достоянием миллионов американцев.
«Граница» достигла Тихого океана, и жизнь американцев стала неизмеримо комфортабельнее, но созданная ими цивилизация породила новые проблемы. Ушли в прошлое времена золотоискателей, описанные Джеком Лондоном, когда проявить нерасторопность в гонках за право обладать золотоносным участком означало разорение, но требование «Не отстать от Джонсов» продолжало оставаться ведущим лозунгом для миллионов американцев и в эпоху массового потребления. Стремясь решить «отчаянную» проблему, всякий раз, когда у Джонсов появлялась более совершенная модель автомашины или домашнего прибора, миллионы соседей Джонсов старались изо всех сил не отстать от соперников.
Аппетит к потреблению подогревался рекламой. По данным социолога В. Паккарда, ежедневно американец сталкивался с 1500 рекламами по телевидению и радио, на газетных страницах и улице. К 21 году своей жизни американец успевал увидеть только по телевидению около 300 тысяч рекламных призывов. По мнению американского демографа Лондона Джоунса, потребительство стало главной чертой тех, кто стал взрослым в 70-х годах: «Их нарцистический стиль 70-х годов вернулся к посылке всех телевизионных реклам о том, что личное удовлетворение является главной целью в жизни».
Не только «вещизм» заставляет многих американцев спешить, как во времена «золотой лихорадки». Обретение символов американской мечты — счастливой семьи, просторного и комфортабельного домика, высшего образования для детей — требует все больших усилий и напряжения от каждого человека. Адвокат, который приобрел в начале 7О-х годов в рассрочку чудесный дом в Беркли за 400 тысяч долларов, где он жил со своей женой и тремя детьми, в середине 9О-х годов вставал перед проблемой, как оплатить высшее образование своим детям (пребывание одного студента в хорошем университете в течение четырех лет могло обойтись в 100—2ОО тысяч долларов), приобрести им жилье. Теперь значительно более скромный домик, чем тот, в котором они жили, обошелся бы каждому из его детей в 400 тысяч долларов. Чтобы обеспечить своим чадам тот уровень жизни, к которому они привыкли, адвокату следовало иметь, по меньшей мере, лишний миллион долларов.

Сочетание внешнего давления господствующих стандартов в потреблении и стремления обеспечить себе и своим детям хорошую жизнь заставляет американцев все активнее зарабатывать деньги. С середины 70-х до начала 90-х годов продолжительность рабочей недели среднего американца возросла с 40,6 часа до 48,8 часа. Свободное время среднего американца сократилось за это же время с 26,2 часа до 17,6 часа в неделю.

Напряженная работа оставляет меньше времени и на сон. Большинство американцев (58 процентов населения), по оценке Луи Харриса, хронически недосыпает (менее 7 часов сна ежедневно), страдает от стресса. 89 процентов населения (158 миллионов) заявили, что испытывали сильное проявление стресса. При этом 59 процентов заявили, что испытывают большой стресс по меньшей мере один-два раза в неделю, а 30 процентов переживают стресс почти каждый день. Парадоксальным образом, но от напряженного стиля жизни страдает семейный идеал, ради которого стараются трудящиеся люди.
«Нормальная семья — работающий муж, жена, занятая домашним хозяйством, и двое или больше детей, — теперь представляет лишь часть американских семей», — отмечают американские социологи Сар А. Левитан и Ричард С. Белоус в книге «Что случилось с американской семьей?». К началу 80-х годов каждый второй брак распадался. «В конце 1970-х годов разведенные, вдовы и никогда не оформлявшие брака женщины возглавляли 8 миллионов семей, или одну из семи в Соединенных Штатах. Большинство женщин трудилось в народном хозяйстве страны. При этом средняя рабочая неделя трудящейся женщины составляла 49 часов в неделю, а свободное время американки насчитывало 16,4 часа. Половина из трудящихся страны, занятых на двух работах (1,6 миллиона), были женщины. В результате, — как отмечают С. Левитан и Р.Беллоус — лишь 25 процентов американских семей отвечают «нормальному стандарту».

Приток матерей в сферу трудовой деятельности опережал рост числа детских садов. Несмотря на требования женщин, в настоящее время лишь один из восьми детей у работающих матерей обеспечен местом в детском саду. Это связано с высокой стоимостью этих учреждений и идеологическим сопротивлением их развитию. В частности, президент США Р. Никсон упорно сопротивлялся ассигнованию средств на развитие детских садов, считая это «коммунистическим мероприятием».

Трудности американца возрастают, когда его социальный уровень ниже среднестатистического. Пребывание в рядах безработных, объединяющих постоянно 5—6 процентов трудящихся и до 10—15 процентов в периоды экономических спадов не является беззаботным времяпрепровождением, как это представляют в стране, где безработицы не было последние 60 лет. Как отмечалось в исследовании, проведенном Университетом имени Джонса Гопкинса, повышение уровня безработицы в целом по стране всего на один процент сопровождается ростом числа самоубийств на 4,1 процента, увеличением числа заключенных в тюрьмах на 5,7 процента и случаев убийств на 4 процента. В районах, которые пострадали от увольнений и закрытия предприятий, отмечается увеличение психических и иных заболеваний.
Трудности отдельного человека отражали те проблемы, с которыми постоянно сталкивались и «капитаны» американской промышленности в связи с непредсказуемыми скачками цен на нефть и акции, необходимостью соревноваться с Японией и модернизировать производство, проблемами переквалификация опытных рабочих и профессиональной неподготовленностью молодежи.
Хотя проблемы американцев присущи исключительно их стране, многие из их забот стали знакомы жителям современной России по мере движения нашей страны к рынку. Контрасты между их изобилием в выборе продуктов и постоянной необходимостью тщательно контролировать свои расходы, имея в виду возможный рост цен и налогов, а также огромную стоимость здравоохранения, между почти безграничными вариантами досуга и сокращающимся свободным временем, между верой в американскую мечту и драматичной реальностью разводов, стрессов, опасений по поводу роста цен и безработицы, заставляют многих особенно остро реагировать на эти противоречия, энергично искать из них выхода.
Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Rambler's Top100