Камин снова в моде

Камин снова в моде. Показатель статусности владельца или тяга к корням — неизвестно, чего больше в стремлении видеть живой огонь в интерьере городской квартиры или загородного дома. Несомненно лишь то, что сегодня это уже не просто источник тепла, а притягательные элемент, «душа» дома, которая объединяет всех.

Камин – вещь вне времени, добрый дух дома. С ним жилище приобретает особую атмосферу, смысл которой так трудно выразить словами, но так легко почувствовать, войдя в помещение. Если еще несколько лет назад проводились попытки вписать камин в предполагаемый интерьер квартиры или загородного дома, то сейчас окружающее пространство формируется вокруг него. И этот подход оправдан – можно сменить обои, гардины, ковры и мебель, можно, наконец, снести одни стены и выстроить другие, но поменять камин весьма затруднительно.

Современные тенденции, касающиеся интерьеров вообще и каминов в частности, предполагают, что модная обстановка это не общие декорации, а одна из возможностей выражения личности хозяина дома. Интерьер стал более индивидуальным. Что касается каминов, то строгие и лаконичные модели уступили место эксклюзивным образцам, порой повторяющим классические модели дворцовых каминов. Классика и арт-деко лидируют. Камин, по-прежнему сохраняя свою функциональность, стал изысканным украшением, предметом роскоши. Изящная резьба, порой в несколько ярусов, столешницы в стиле флорентийской мозаики, бронзовые фризы, позолота на крышке…

Наиболее популярны для каминов, наряду с классическим белым, теплые насыщенные тона бежевого, розоватого, терракотового, желтого цветов. Элегантное сочетание двух цветов придает камину особый шарм, изысканная резьба делает камин удивительно легким и изящным, а мозаика позволяет воплотить в реальность самые богатые фантазии декора. Холодные серые тона, как бы благородно они не выглядели, используются не столь часто, как раньше. Металлические камины, модели в стиле хай-тек в жилых интерьерах так же встречаются редко.

Выбор материала зависит не только от эстетических предпочтений заказчика, но и от того, насколько данный материал соответствует требованиям обработки. Так, чем тоньше и сложнее резьба, тем более прочный мрамор используется. Один из самых востребованных видов мрамора для резьбы – Stattuario, с которым работали еще великие скульпторы Возрождения.

Среди редких видов мрамора есть и такие уникальные, как итальянский Calacatta, отличающийся не только необычным рисунком в виде размытых полос и овалов на темном фоне, но и сложностью добычи, или австралийский Porto Cervo, напоминающий черный бархат с тончайшим золотым рисунком.

Кроме всевозможных видов мрамора, для отделки каминов нередко используется оникс. Его оранжевые, красноватые и красно-бежевые волны и линии завораживают глаз, не нуждаясь в дополнительном декоре.

История камина
Камин — старейший элемент жилища. Он стал складываться еще в эпоху неолита как круг из камней, «оправа» для огня. Дым от очага тогда уходил в отверстие в потолке. Затем появилась труба с конусообразным раструбом для улавливания дыма. Авторитетнейший зодчий эпохи Возрождения Андрео Палладио и своем знаменитом трактате об архитектуре так описывал римские камины: «Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым». То есть в Древнем Риме камин представлял собой самостоятельную конструкцию с балками, поддерживающими трубу, но не связанными со стенами дома. Намного позднее камин переместился к одной из стен, и лишь следующим шагом в его развитии стало слияние топки и дымохода со стеной.

В Средние века камины складывались из тесаного камня, позже — из кирпича. Во времена Ренессанса они впервые стали предметом серьезного интереса художников-оформителей. Порталы камина делались из гранита и мрамора, украшались флорентийской мозаикой. Каминные аксессуары также стали объектами художественного интереса. С начала XV столетия для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появилась отлитая из чугуна декоративная доска. В XIX веке для художественной отделки топки стал применяться тогда же созданный огнеупорный кирпич.

Колосниковая решетка для дров, находящаяся в топке, и решетчатый углесборник до сих пор побуждают кузнецов к разнообразным художественным импровизациям. Назначение этих предметов — обеспечить доступ воздуха к дровам и дать углям полностью прогореть. Большим разнообразием конструкции и отделки отличаются щипцы для перевертывания горящих дров, специальная вилка для ворошения топлива, щетка на длинной ручке и совок для чистки топки, меха для раздувания огня. В XVIII веке в обиход вошли кочерга, ведерки и ящики для угля. В XIX веке с целью защиты деревянного пола комнаты от попадания на него горящих углей стали устанавливать каминные экраны или специальные сетки, через которые виден огонь.

История камина в России насчитывает каких-нибудь пару веков, первоначально они появились в домах богатых бояр, а затем, в эпоху Петра I, все чаще стали устанавливать камины в интерьерах дворцов. Но из-за сурового климата русские относились к каминам скорее как к забаве богатых. Интересно заметить, что в России камин всегда был определением уровня и социальной значимости хозяина. Наличие камина было одной из отличительных привилегий, дарованных Петром русскому дворянству. Затем вышел указ, разрешающий строить камины жителям Немецкой слободы в Москве. И сегодня, посещая дворцы в Петергофе, Кусково, Останкино, Лефортово, мы можем любоваться прекрасными каминами, которые легко уживались с традиционными изразцовыми печами.

Камины и стили
Нет предела фантазиям дизайнеров и тех, кто решил поместить у себя в жилище «живой очаг». Каким он будет, зависит от пристрастий хозяев и от господствующего стиля в интерьере. Но, пожалуй, самой популярной в современном интерьере остается классика. Дизайнеры связывают такую тенденцию с тем вынужденным минимализмом, что господствовал в России в советскую эпоху. «Утраченная классика» теперь возвращается в виде различных стилей — от ампира до модерна. Очень популярны в декоре «возрожденческие» элементы и неоготика. Как правило, их для своих интерьеров выбирают зрелые люди. Однако и минимализм, пришедший к нам лет 10 назад, тоже активен. Это современное популярное направление сейчас обретает гламурные черты, порой с элементами необарокко. К примеру, технократичный камин с очень простой формой декорируется двумя-тремя элементами лепки.

Камин в доме
Камины замечательно вентилируют помещение, добавляют лирики и комфорта. При выборе места следует учитывать, что камин — доминирующий элемент интерьера. По традиции, его чаще всего размещают по центру стены. Но установлен он может быть по-разному. Например, его фасад может несколько выступать на фоне стены, а может находиться со стеной в одной плоскости. В зависимости от вкуса заказчика камины могут быть открытыми на одну, две или три стороны.

Топливо для камина
В камине можно сжигать различную древесину: клен, дуб, осину, березу, ольху и лишь в крайнем случае ель, сосну, так как они много искрят и трещат; можно использовать каменный уголь, бурый уголь, торф и продукты их переработки. Не рекомендуется использовать слишком сухие дрова, так как они быстро прогорают. Нежелательно использовать дрова с остатками краски или гнилые поленья. Свежесрубленные сырые дрова будут плохо гореть, сильно дымить и способствовать образованию в трубе конденсата.

Больше всего сажи дает береза, меньше — ольха и особенно осина. Дрова из ольхи и осины не только не дают сажи, но и способны выжигать ее из дымохода. Поленья не должны быть мелкими, длина их — 2/3-3/4 ширины топочного отверстия. Можно использовать пни и корни. Они дают пламя с красивым рисунком.

Как топить камин?
Перед растопкой камина рекомендуется создать первоначальную тягу, сжигая в дымосборнике свернутую в жгут газету, приподняв горящую газету вверх над перемычкой топливника. Дрова укладывают горкой с опорой на заднюю стенку топливника или «колодцем». Первую порцию дров сжигают, не доводя их до полного сгорания, вовремя подкладывая по два-три полена. Для создания в отапливаемом помещении приятного аромата можно добавить в огонь две-три веточки вишни, яблони или можжевельника.

Окрашивание пламени
Пламя камина можно окрашивать. Обычная поваренная соль дает интенсивную желтую окраску, хлорид меди — гамму красок, в которой сильнее всего выражены голубой и зеленый цвета. Добавки можно непосредственно засыпать в очаг, но лучше приготовить раствор и пропитать им дрова.

Сколько стоит
Понятно, что установка камина — удовольствие дорогое. Настоящие мастера каминного дела, как правило, в первый раз приезжают к заказчикам бесплатно. Затем расчет производится поэтапно: за проект работы, за установку дымохода, топки, портала.

В среднем установка нового дымохода обходится от 20 до 50 тысяч рублей.

Стоимость топки варьируется. Дешевле всего — из огнеупорного кирпича. Если заказчик выбирает чугунный каркас да еще со стеклянной дверцей (так называемая кассета), то такая конструкция может стоить от 20 до 50 тысяч рублей. Причем речь идет о кассетах среднего — самого распространенного класса. Эксклюзивные кассеты с огромными дверцами или необычными деталями обойдутся уже в 100-150 тысяч рублей.

В облицовке камина нет предела совершенству. Потому и стоимость портала не имеет границ. Минимальная стоимость начинается где-то от 15 тысяч рублей. Максимальная — переваливает за 1 миллион…

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Rambler's Top100